
МКОУ «СОШ №31 им. Нури Цагова» г. о. Нальчик |
|
14.06.2023 / Наши новости
![]() В каком возрасте отдавать ребенка в школу, чтобы не навредить детской психике? Какие навыки он должен освоить до первого класса и как тренировать их дома? Какая роль в подготовке отводится родителям? Ответы на эти и другие вопросы о готовности ребенка к школе в интервью «Газете.Ru» дала кандидат педагогических наук, психолог, ведущий научный сотрудник Института воспитания Анна Бояринцева. По общему правилу в первый класс принимают детей от 6,5 до 8 лет. Разрыв в полтора года – довольно большой. Так когда же лучше отдавать ребенка в школу? Лишь некоторые дети готовы пойти в школу и в 6,5 лет (по статистике мальчики меньше, чем девочки), а некоторым ближе к восьми годам. Большинству подходит поступление в возрасте около семи лет. Как понять, что ребенок готов к школе? И к чему именно он должен быть готов? В дошкольном возрасте (обычно в пять-шесть лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног. Для того, чтобы узнать, прошел этот скачок или нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок четырех-пяти лет не может этого сделать — руки еще слишком коротки. Это называют Филиппинским тестом. Его результат достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное — степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости». Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь — психическом, и крайне редко приносит успех в обучении. Паспортный возраст, в котором проходит этот полуростовой скачок, может существенно варьироваться. У некоторых детей он завершен уже к пяти годам, у других — только после семи лет. Ясно, что в таком возрасте разница в два года — это очень много. Полуростовой скачок — один из важных критических периодов в жизни ребенка, по ходу которого качественно меняются многие функции организма. В то же время физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть — работоспособнее. С точки зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Клетки детского организма до шести лет просто не годятся для того, чтобы обеспечить работу нервных, энергетических и других процессов в устойчивом режиме. Зато после того как полуростовой скачок завершен, у ребенка появляются реальные функциональные возможности к усидчивой, достаточно длительной работе в ровном темпе (разумеется, еще небольшие — они будут быстро, но неравномерно увеличиваться по мере взросления, но основа уже заложена). Показатели готовности к школе:
Психологическая готовность. Ребенок осознает себя как субъект действий, и как субъект в системе человеческих отношений. У ребенка появляется внутренняя позиция быть школьником. Это значит, что он стремится к социальному положению школьника («Хочу быть первоклассником»), к обучению как новой социально значимой деятельности. Им в том числе движет мотивация учиться ради признания и одобрения значимых для него других людей! Чтобы закрепить у ребенка желание учиться, родителям можно всячески поддерживать его:
Следующий важный пункт – волевая готовность. Главное здесь – умение управлять своим поведением. Также ведущую роль играет умение слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый, не отвлекаться. В 6-7 лет ребенок может в игре: поставить цель, наметить план действий, реализовать его, проявить усилие для достижения цели, оценить результат своего действия. Важны умения строить отношения с детьми и взрослыми: доброжелательность, уважительное отношение к товарищам, общительность, готовность проявить сочувствие. Необходимо помнить, что приказами, наказаниями и страхом нельзя научить ребенка управлять собой и своим поведением. Формировать волевую готовность дома можно несколькими способами:
Чем выше развита мелкая моторика (движения кистей и пальцев рук), тем выше развитие речи и мышления ребенка. Созревание зон головного мозга, отвечающих за зрительно-двигательную координацию, заканчивается в 6-7 лет. К шести годам полностью сформировано умение выделять из рассматриваемой картинки или предмета отдельные части, что помогает одновременно смотреть на предмет и рисовать его. Но координация «глаз-рука» может быть развита недостаточно. Чтобы это понять, родителям нужно наблюдать за тем, как рисует ребенок. Должны насторожить следующие случаи:
Как развивать зрительно-моторную координацию дома? Есть много способов. Самые простые: рисовать карандашами (штриховать, копировать образец и пр.), лепить (пластилин, глина, масса для лепки и пр.), вырезать ножницами, делать аппликации, собирать мелкий конструктор, заниматься рукоделием (вышивать, вязать, шить), использовать творческие и конструктивные игры с мелкими деталями (мозаики, шнуровки, пазлы и пр.), научить правильно держать карандаш/ручку (тренажеры, трехгранные карандаши/ручки), сидеть ровно и прямо. Вы говорили о психофизической выносливости. Что это такое и как развивать? Выносливость – способность организма выдерживать длительные нагрузки. Она теснейшим образом связана с работоспособностью, от уровня которой зависит, насколько успешно ребенок овладеет программой 1-го класса. Значительное влияние на формирование работоспособности у дошкольников оказывают: игры на свежем воздухе, обучение плаванию, регулярная утренняя гимнастика и, наконец, соблюдение режима дня. Также к психофизиологической выносливости относят умение заниматься одним делом не отвлекаясь на протяжении 40 минут. Какой специалист может подтвердить готовность к школе? Диагностику готовности к школе проводят психологи и педагоги обычно с 5,5 лет в детском саду или в психолого-педагогическом консультационном центре. Что наиболее важное из навыков родители упускают из поля своего внимания? Главное для успешности будущего первоклассника: через игру и исследование развить высшие психические функции: память, внимание, восприятие, мышление, речь, а также моторику и произвольность. В чем заключается задача родителя в подготовке ребенка к первому классу? Родителям важно присоединиться к новым переживаниям ребенка, давать психологическую и моральную поддержку, подбадривать ребенка и давать ему позитивные психологические установки «ты сможешь»!», «у тебя получится!».
До школы осталось три месяца – что можно успеть и что стоит делать/не делать тем, кто готовится в первый класс? Пройдите диагностику готовности к школе. После нее вы поймете, где слабые стороны ребенка. У вас будет время подтянуть их. Как выстраивать отношения с учителем, когда вы его почти не знаете, и чтобы эти отношения оказались здоровыми? Для тревожных и беспокойных детей (как и для родителей) важно познакомиться с первым учителем заранее. Как правило, в настоящее время школы предпочитают проводить первые родительские собрания будущих первоклассников еще весной. Поэтому есть возможность познакомиться. Если такого собрания не проводится, то можно проявить инициативу и самим прийти в школу или позвонить – познакомиться с будущим учителем своего ребенка. В качестве предлога для первой встречи-знакомства с учителем и классом можно предложить свою помощь по уборке и подготовке класса к учебному году. Во время субботника в классе можно наладить отношения и много узнать об учителе. Как должны распределяться роли в связке родитель – ребенок – учитель? Главное правило: учитель – учит, ребенок – учится, родитель – помогает (где это необходимо) и поддерживает. Как понять, что у ребенка сложная адаптация в школе (но он справляется, и просто нужно подождать, чтобы он освоился), а как – что у него не получается влиться в учебный процесс? Для любого ребенка трудности адаптации проявляются прежде всего в нарушении настроения и привычных ему видов домашних активностей. Если ребенок стал замкнут (или наоборот расторможен), если плачет без видимой причины, жалуется на головную боль, на усталость, на нежелание идти в школу, на непонимание того, о чем говорит учитель – все это симптомы дезадаптации. Если в течение 2-3-х первых месяцев учебного года эти симптомы будут уменьшаться, то значит, адаптация проходит позитивно. Если остаются или нарастают, то значит адаптация идет сложно, и ребенку нужна помощь специалистов, например, психологов. Можно ли в первом классе, если ребенок не справляется, дать заднюю? То есть уйти из школы и вернуться туда через год? И как сделать это так, чтобы не наделать глупостей (травм ребенку)? В редких случаях, когда ребенок пошел в школу малоподготовленный, много болел и пропустил большую часть учебной программы первого класса, родителям и педагогам приходится принять сложное решение о повторении первого года обучения. Можно уйти в другую школу или же остаться в своей. Важно аккуратно преподнести этот переход ребенку, не добавив ему дополнительных сильных переживаний. Что значит аккуратно? Можете привести пример, как это сделать? Например, можно проговорить возможные причины и предложить решение – ты много болел в этом учебном году, много чего интересного пропустил, теперь с новым классом и новой учительницей сможешь узнать то, что не успел. И сможешь подружиться с новыми ребятами. Важно донести до ребенка, что ничего страшного не произошло, что так бывает, что нужно повторить программу еще раз. Когда мы повторяем, то лучше запоминаем. В школе есть психолог и учитель, которые помогут родителям провести такой разговор с ребенком. Источник: «Газета.ру» Просмотров: 129 |
![]()
|
(C) МКОУ «СОШ №31 им. Нури Цагова» г. о. Нальчик Сделано на платформе для сайтов образовательных учреждений EduHosting.ru |